Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния
нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось
религиозной системой джайнизма, а с другой — в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в
состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений.
Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться
роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего
уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам.
Четыре великие истины
1. Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в
рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы
обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.
2. Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании
наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.
3. Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен
избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний.
4. Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает
путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных
требований.
Восьмеричный Благородный путь
Восьмеричный Благородный путь представлял собой практический синтез всех аспектов буддийского учения,
зафиксированных в каноне.
Путь включает в себя:
§ Правильные взгляды.
§ Правильная решимость.
§ Правильная речь.
§ Правильные действия.
§ Правильный образ жизни.
§ Правильное усилие.
§ Правильное внимание.
§ Правильное сосредоточение.
Учение о 4 благородных истинах
Учение о 4 благородных истинах
Под правильными взглядами понимаются знание и верное восприятие четырех благородных истин. Отсюда следует, что,
если человек никогда о них не слышал, он не может спастись, пока ему не доведется переродиться в человеческом
же образе в одной из буддийских стран. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару.
Правильная решимость — это решимость познавшего благородные истины человека действовать в соответствии с ними,
практически реализовать их в своей жизни. Одним из проявлений решимости является правильная речь, т.е. речь,
лишенная лжи, клеветы, грубости.
Праведная решимость должна также материализоваться в правильное поведение, в отказе от уничтожения живых
существ, от воровства и других наносящих вред поступков. Под правильным образом жизни понимается проявление
решимости в честном способе добывания средств к существованию.
Названные звенья пути часто понимаются неверно, т.к. они имеют обманчивое сходство с «моральным кодексом».
Буддизм не разделяет убеждения Запада, что существует некий нравственный закон, предписанный Богом или
природой, которому человек обязан повиноваться.
uchenie-o-4-blagorodnykh-istinakh-buddizm
Буддийские правила поведения — воздержание от захвата жизни, от захвата того, что не дано, от эксплуатации
страстей, ото лжи и опьянения — все это целесообразные наставления, которые принимаются добровольно, дабы
удалить помехи, затрудняющие ясность сознания.
4 благородные истины буддизма кратко
4 благородные истины буддизма кратко
Нарушение этих предписаний порождает дурную карму, но не потому, что карма — это закон или некое моральное
возмездие, а потому, что все целенаправленные и мотивированные поступки, будь они с конвенциональной точки
зрения хорошими или дурными, безразлично, — являются кармой, раз они направлены на «обладание» жизнью.
Вообще говоря, «дурные» с конвенциональной точки зрения дела носят захватнический характер, чем «добрые». Но на
высших стадиях буддийская практика занята освобождением, как от «хорошей», так и от «дурной» кармы.
Последние три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.
Под правильным усилием подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения, то, что
привязывает сознание к земным объектам, к бытию сансары, которое буддизм признает иллюзорным.
Под правильным вниманием следует понимать, по мнению буддистов, постоянное сосредоточение на том, что уже
осознано и достигнуто на пути к спасению. Память должна служить не копилкой земных впечатлений, фактов, связей,
а средством укрепления отрешенности от мирских дел и привязанностей. Созерцать надо не внешнее, иллюзорное,
быстро меняющееся и обреченное на исчезновение, а внутреннее, очищенное и освобожденное от «иллюзий».
Наконец, правильное сосредоточение (санскрит. — «дьяхна», часто переводится на западные языки как «медитация»)
— это конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, путь все более глубокой отрешенности от всего
земного, обретение такого непоколебимого внутреннего покоя и такой невозмутимости, в которых нет места даже для
радости по поводу освобождения от земных уз и появления перспективы близкого окончательного спасения,
достижения нирваны.
Последнее звено является важнейшим и решающим во всем «благородном срединном пути», его итогом и сущностью,
высшей и наиважнейшей задачей буддиста, принципиальной ступенью, которая ведет из бытия в небытие.
Расчленение «пути спасения» на восемь звеньев и детальная трактовка каждого из них понадобились буддистам для
последовательного и всестороннего обоснования особого «образа жизни», который необходим для спасения. Ведь все
рассмотренные звенья охватывают понятие, которое можно выразить достаточно абсурдной фразой: «Как надо жить,
чтобы прекратить жизнь».
4 благородные истины и восьмеричный путь
4 благородные истины и восьмеричный путь
Поэтому для понимания буддийских требований к «вступившему на путь» важен акцент не столько на отдельные
звенья, сколько на то общее, что их объединяет, их качественная определенность, иначе говоря, содержание
палийского термина «samma», которым окрашено каждое звено пути. Здесь использовался для перевода этого
определения эпитет «праведный». В литературе часто можно встретить другой перевод — «правильный» («right»).
Другие идеи Будды
Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные
божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И
потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения
индуизма — путь посвящения.
Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь
совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершенные во время прошлых
воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.
Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и
переходит, не нарушая своей целостности из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же
учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов.
Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым
воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если
придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему.
|