Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в
каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности,
гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с
помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на
ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех
оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки
(букв. «срединная»)[23][10].
В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане)[24] провозглашается известная
доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой[25]:
Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом
происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны);
Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот
связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака, считавшей сутры праджня-парамиты окончательными, а сутры
третьего поворота лишь промежуточными[26]);
Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды[27] и учение о «только лишь сознании»,
согласно которому «все три мира суть только лишь сознание»[24] (данный поворот, который сутра характеризует как
наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара).
Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие
«прибежища», под которым понимают три драгоценности[28][29]:
Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть»[30] или опыт буддовости[12], так
и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей[30]. Кратким изложением Дхармы являются Четыре
Благородные Истины[31]);
Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов
вообще).
Полные тексты «Ганджура» и «Данджура» в монастырском книгохранилище. Монастырь Ривоче, Чамдо, фото 2005 года
Наиболее важной драгоценностью буддийские учителя считают Дхарму[12]. Не все буддийские наставники однозначно
трактовали принятие прибежища. Например, шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рекомендовал: «Советую тем, кто
понимает, найти прибежище в тройной драгоценности собственной природы»[32]. После принятия прибежища мирянину
также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей (панча шила)[33]: воздержание от убийства, воровства,
распутства, лжи и опьянения[14][34]. При проповеди Будда не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение
заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при
выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония». В целом, методы борьбы со
страстями, созданные Буддой, отличаются от методов более ранних аскетических школ. Будда указывал на
необходимость не подавления чувств, а на необходимость развития непривязанности к вещам и явлениям,
необходимость сознательного контроля и практики самонаблюдения (пали сати, санскр. смирти)[14].
Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма,
буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда»[35]:
неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем
сансары»;
страсти и эгоистические желания;
гнев и нетерпимость.
В учении раннего периода[36] и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация[37]. В широком
смысле она представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с
тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или
«культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и
интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения[38].
Жизнь, согласно буддизму, представляет собой проявление сочетаний или «потоков» дхарм, являющихся
нематериальными частицами[39] или «индивидуализированными атомарными событиями, составляющими опыт живых
существ»[40]. Это в равной степени относится как к человеку, так и, например, к камню. В случае, когда
сочетание дхарм распадается, считается, что наступает смерть. После чего дхармы формируются в новое сочетание,
тем самым запускается процесс реинкарнации, на который влияет полученная в прошлой жизни карма[39]. Отрицая
какую-либо «неизменную духовную субстанцию», существующую при перерождении, буддисты часто поясняли процесс
перерождения при помощи следующей «процессуальной» модели: когда горящая свеча соприкасается с негорящей, пламя
не передаётся, но является причиной, из-за которой начинает гореть вторая свеча[41]. Бесконечный процесс
перерождений, в ходе которого индивид испытывает страдания, возможно прекратить с достижением нирваны —
«состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом»[39].
Человек в буддизме представляет собой динамическую психосоматическую систему из взаимодействующих дхарм,
которые делятся на пять групп (скандх): рупа — тело и органы чувств; ведана — ощущение (приятное, неприятное и
нейтральное); санджня — восприятие, распознавание, идентификация объектов (зрения, слуха, обоняния, вкуса,
осязания и мысли)[42]; санскары — намерение, благоприятные и неблагоприятные кармические или волевые импульсы,
выражающиеся в речи, поступках, мыслях и влияющие на формирование новой кармы[43][44][45]; виджняна — шесть
чувственных сознаваний или типов восприятий (сознавание слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого
и ментального)[42][46]. Скандхи сочетаются в единую серию дхарм с помощью упаданы или привязанности к «я» и тем
самым создают иллюзию индивида и условия для дальнейших рождений и смертей. Прекратить череду рождений и
смертей можно только устранив приверженность «понимать всё в терминах „я“, „моё“ и научившись рассматривать
свою психику как объективный процесс чередования дхарм». Для помощи в устранении приверженности была создана
специальная система упражнений, к которой относилась медитация над 32 элементами тела, в ходе которой
практикующий созерцает каждый элемент и говорит «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом,
это не содержится в я»[42].
Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. К прочим вопросам, не связанным с поиском
освобождения и просветлением, буддизм, по выражению Торчинова, «относится весьма прохладно»[47]. Будда считал
бесполезными вопросами метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» или «Существует ли Татхагата после
смерти?»[48] и отказывался отвечать на них, храня «благородное молчание»[49].
|