Содержание заповедей
-отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса),
от убийства (прана-атипата);
-отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея);
-воздержание от дурного сексуального поведения (кама-митхьячара);
-отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья);
-отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.
1. Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.
2. Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.
3. Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния
4. Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.
5. Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания
Основы учения
Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления[9]
После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания
людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся
попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и
достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей
и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации[10].
Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное
созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого
человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный
опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при
покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и
моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»[11][12].
Пагода храма в Хорю-дзи, самое древнее деревянное сооружение Японии
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и
обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие
деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают
«признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[13]. Но все они, как отмечает Е. А.
Торчинов, базируются на следующих доктринах[13]:
Четыре Благородные Истины:
Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в духе христианского понимания).
Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх,
глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию[14][15][16].
У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования,
изменения[17], а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»[14]).
Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины[18])[19][16].
Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване)[20].
учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
буддийская космология.
Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных
школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а
последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения[21].
|